Единственный экземпляр, эксплуатируется
Каркасный катамаран Буханова
Год выпуска
Тип судна
Вес
Длина
Высота мачты
Ширина габаритная
Диаметр баллонов
Парусность
Актуальность
Адреналин
Конструктор
Год выпуска
Тип судна
Класс
Вес
Диаметр баллонов
Парусность
Площадь грота
Актуальность
Кентавр
Конструктор
Год выпуска
Тип судна
Класс
Вес
Длина
Ширина по осям
Ширина габаритная
Диаметр баллонов
Парусность
Площадь грота
Осадка
Длина шверта
Актуальность
Многолетний опыт эксплуатации катамаранов (сборник №49) убедил нас в возможности создания разборного парусного судна, близкого по скоростным качествам к гоночным машинам типа «Торнадо». Для этого по мощности парусного вооружения и габаритам новое судно должно было значительно превосходить наш первый катамаран, сохраняя его малый вес и другие преимущества разборного туристского судна. Обеспечение прочности катамарана при малом его весе было найдено в применении тросовой конструкции. После двух месяцев напряженной работы катамаран спустили на воду.
Каркас катамарана состоит из двух продольных ферм и шести поперечных балок. В отличие от прежней конструкции каждая ферма имеет лишь по одному стрингеру, жесткость которого обеспечивается системой тросов, опирающихся на треугольные шпангоуты, подобно тому, как мачта распирается краспицами и ромбовантами.
Для увеличения эффективности парусов мы применили вооружение типа «кэт», состоящее из экспериментальной аэродинамической мачты (5 м2, вес 25 кг) и грота со сквозными латами, подобное используемым на современных катамаранах класса «С». Наша мачта-крыло имеет жесткий каркас, состоящий из двух труб, соединенных нервюрами. На этот каркас при сборке натягивается матерчатый чехол. Внутри мачты вставлен надувной баллон, создающий равномерный обтекаемый профиль по всей высоте мачты и служащий для предотвращения переворачивания опрокинутого катамарана.
Первые две навигации ушли на доводку катамарана и эксперименты с парусным вооружением. Аэродинамическая мачта создавала в походных условиях множество хлопот. Во-первых, на долю парусного вооружения пришлось 40% общего веса катамарана; во-вторых, судно с установленной мачтой нельзя было оставить без присмотра, так как порыв ветра мог опрокинуть его в любой момент. К тому же не удавалось быстро делать поворот оверштаг. Поэтому, готовясь к третьей навигации, мы заменили парусное вооружение на обычный шлюп.
Сезон 1980 г. начался для нас с путешествия по Азовскому морю. Эскадра состояла из семи «Мев», катамарана и виндсерфера. Этот интереснейший поход потребовал от его участников большого напряжения сил, взаимовыручки и дисциплины. Наш катамаран показал, что он вполне пригоден для таких сложных плаваний.
Гоночные качества судна мы испытали в том же году, воспользовавшись любезным приглашением яхт-клуба «Парус» принять участие в Истринской регате. Наше судно неизменно приходило к финишу в лидирующей группе катамаранов класса «Торнадо». В гонках, проходящих при различных ветрах, мы имели преимущество в основном на острых курсах. Превосходство легкого надувного судна особенно сказывалось в слабый ветер. При сильных ветрах жесткость разборной конструкции обеспечивала эффективное несение парусов и позволяла экипажу энергично откренивать катамаран, используя трапецию.
Сборка и разборка катамарана не представляет особых затруднений. Каркас и рангоут собираются из дюралюминиевых труб длиной 2,2 м, что определяется максимально допустимыми габаритами упаковок для перевозки в транспорте. Применение специальных узлов соединения конструкции позволило собирать катамаран за 3—4 часа. Соединение поперечной балки, стрингера и шпангоута закрепляется одним болтом. Растяжки из облуженной пружинной проволоки 3 мм вставляются в пазы шпангоута.
Мачта собирается из четырех труб при помощи внутренних втулок без фиксирующих болтов. Для исключения вращения труб относительно друг друга на их торцах сделаны пазы и выступы. Три ром-бованты стягивают трубы и одновременно обеспечивают прочность мачты.
Надувные поплавки крепятся к нижним тросам фермы петлями, приклеенными к оболочке, и имеют цилиндрическую форму на последних двух третях своей длины. Такая форма упрощает изготовление поплавков и сокращает отходы материала при раскрое. Корма каждого поплавка оканчивается зажимом, позволяющим при необходимости ремонтировать оболочку с внутренней стороны. Перед установкой зажима оболочка складывается и промазывается пластилином.
Между подмачтовой и предпоследней балкой натянут матерчатый тент.
Всесторонние испытания нашего катамарана показали перспективность надувных туристских судов, обладающих хорошими скоростными и мореходными качествами, и показали рациональность использования ажурной тросовой конструкции при изготовлении парусных катамаранов малых размеров для туристских целей.